Железнодорожный вокзал Орла и его окружение / 16.07.2019

Памятник в виде орла, распростершего крылья, сидящего на шаре с надписью "Орел". За ним здание в неоклассическом стиле.

Приглашаем вас на прогулку по Привокзальной площади.

Вас ждёт рассказ об истории старого и нового железнодорожных вокзалов, Подвокзальной слободе, церкви Иверской иконы Богоматери, и многом другом.


Дата:
Время: 18:30
Место: ДК Железнодорожников
Экскурсоводы: Маргарита Аблова, Дарья Фурманская


Фото с экскурсии

Экскурсовод показывает старое фото вокзала в неоготическом стиле.
Орловский железнодорожный вокзал был построен в 1868 году вдали от города. До 1865 года здесь был лес, и рядом было только Московское шоссе. Всё изменило строительство Московско-Курской железной дороги. Вокзалы в Орле и Курске были построены в одном – неоготическом – стиле.
Экскурсовод показывает фото железнодорожника.
Старый вокзал был уничтожен в Великую отечественную войну, сохранилась только часть подвалов. Восстановлением орловского железнодорожного хозяйства, и до 1973 года самим вокзалом, руководил Пётр Васильевич Казанцев (1911–1992). Родился в Тамбове. Почётный гражданин города Орла.
Старое фото макета округлой площади. Подпись: "Макет выполнен в 1946-47 автором всех зданий, находящихся на площади, - С.И. Мхитаряном, со сквером, примыкающим к Дворцу железнодорожников.
К восстановлению вокзала подошли комплексно. Архитектором С.И. Мхитаряном был разработан проект абсолютно новой Привокзальной площади. Здания проектировались в актуальном тогда стиле «сталинский ампир», а сама площадь должна была быть округлой формы. Фото отсюда.
Экскурсовод показывает фото округлой площади.
Мхитарян брал пример с великих. Похожим образом организована, например, площадь Святого Петра в Ватикане.
Экскурсанты на фоне светлого здания с квадратными в сечении колоннами.
С двух сторон от построенного в 1955 году Дворца Железнодорожников планировали построить такие же полукруглые здания, как крылья нынешнего вокзала. Но не сложилась. Началась эпоха экономии и борьбы с излишествами – и теперь мы вокруг ДК ЖД имеем что-то вроде «хрущёвок».
Люди поднимаются по лестнице к колоннаде с треугольным фронтоном.
Одним из украшений нового здания вокзала стала колоннада по обе стороны от входа. Ближайшая к колоннаде платформа № 7 используется редко, поэтому и пассажиров здесь обычно нет.
Экскурсанты внутри колоннады.
С. И. Мхитарян был армянский архитектор, и в проект орловского вокзала привнёс элементы армянской архитектуры. Та же самая открытая колоннада характерна для более южных широт. В декоре здания вокзала также можно обнаружить южные мотивы.
Красно-желтое двухэтажное здание с портиком с широкими арками за железнодорожными путями.
Островная часть железнодорожного вокзала. Именно это здание построено (в 1950 г.) на месте старого вокзала.
Квадратные башенные часы между большими словами "ВОКЗАЛ" и "ОРЁЛ".
Башенные часы установлены 5 августа 1968 г. Сделаны Орловским часовым заводом по проекту архитектора О. В. Левитского.
Экскурсанты под 4-метровым бронзовым орлом, на фоне сосен и военной техники.
Вспомнили все памятники, которые были установлены на вокзале. Довоенный Ленин, послевоенный Сталин, старейший в Орле Тургенев, любимый туристами топиарный орёл... Нынешний бронзовый «Орёл-юбиляр» был установлен в 2016 году в честь 450-летия города. А в 2018 году, к 150-летию орловского вокзала, вокруг ДК ЖД соорудили Военно-исторический мемориальный комплекс.
Церковь в неорусском стиле, с шатровой колокольней, белыми стенами и золотыми главками.
Недалеко от вокзала находится Храм Иверской иконы Божией Матери. Это последняя по времени строительства дореволюционная церковь Орла, открыта в 1902 г. Это была приходская церковь всех орловских железнодорожников.

Поделиться: