Приглашаем вас на прогулку по одному из современных микрорайонов Орла – с долгой и непростой историей.
Эта экскурсия расскажет вам о том, как обживалась эта южная окраина города. А также о трагических событиях октября 1941 года, истории орловского аэропорта и многом другом.
Дата: Время: 18:30 Место: Трамвайная остановка «Завод Дормаш» Экскурсоводы: Андрей Киреев, Сергей Никитин
Фото с экскурсии
Экскурсию начали от трамвайной остановки «Завод Дормаш». Самое старое известное изображение этого района – сделанная летом 1868 года фотография путепровода Орловско-Витебской железной дороги. Тот путепровод находился примерно в 100 метрах в стороне от современного, послевоенного.
Орловский завод дорожных машин начал свою работу в 1955 году. Трамвай довели до него в 1965 году, и до 2013 года здесь была конечная остановка маршрута № 1.
В 2013 году маршрут № 1 продлили до ТМК Гринн. В июле 2019 года старое трамвайное разворотное кольцо у «Дормаша» разобрали. Сейчас площадка интенсивно расчищается, на месте убранных отходящих рельс уже прокладывают тротуар.
До войны на месте «Дормаша» был хутор. Жившие там дети стали свидетелями боя, случившегося здесь 3 октября 1941 года. В 1966 г. во время строительных работ на территории завода обнаружили останки солдат. Годом позже на этом месте открыли первый памятник защитникам Орла.
Похожая история была на территории соседнего «Завода ЖБИ № 2». Там в 1970 г. раскопали единичное захоронение, при котором была ложка с надписью «Михаил Блоха». Установлено только, что он погиб в 1943, при освобождении Орла. Найденные останки перезахоронили у заводоуправления, поставили памятник.
Наступление на Орёл в начале октября 1941 года было неожиданным для военного командования. Долгое время считалось, что Орёл вообще сдали без боя. На самом деле утром 3 октября, когда танковая группа Гудериана по Кромскому шоссе уже подошла к Орлу, с целью задержать продвижение противника, на расположенный в этом же районе военный аэродром был высажен десант 201-й воздушно-десантной бригады – от 500 до 1358 человек, по разным оценкам. Бой продолжался несколько часов, все десантники были убиты.
В 1997 году руководители поискового отряда клуба «Эврика» супруги Ивановы выступили с инициативой увековечить память о героях-десантниках в начале 909 квартала. В том же году установили памятный камень. Началась долгая работа по разработке и согласованию проекта.
В 2007 году был построен и в 2009 освящён Храм-часовня Александра Невского. Авторы проекта: орловцы инженер Мельник и архитектор Монченко. В самом храме размещены мемориальные доски с установленными именами десантников, чекистов, а также партизан, воевавших с немцами в Орле.
Идём дальше по Саханской улице – границе 909 квартала. Единственного района Орла, за которым закрепилось название по порядковому номеру квартала. На фото: строительство первых домов в 909-м.
Из-за расположенного рядом аэропорта «Орёл-Южный» некоторые дома в 909 квартале строились как ведомственное жильё для сотрудников аэропорта. На фото: довольные лётчики.
Вид на 909 квартал с территории аэропорта.
В начале 1930-х годов в Орле были построены 2 аэродрома: гражданский на Наугорском шоссе и военный здесь, на юго-западной окраине. В 1970-х годах на южный аэропорт наполз город, и военные лётчики перебазировались в Курск. Гражданская авиация переехала с Наугорского шоссе на более развитый южный аэропорт.
С 1998 по 2004 гг. на орловском аэропорте базировалась компания «Трансаэро». Она произвела реконструкцию аэропорта. Один раз, в 1999 году, здесь даже показательно сел Боинг-737. Регулярные рейсы совершались на Як-40.
В 2007 году единственный орловский аэропорт был закрыт, десятки самолётов распроданы. Многие по цене металлолома. На фото: выполненная на заказ модель более не существующего губернаторского борта Як-40.
В 2010 году аэродром Орёл (Южный) исключён из Госреестра.
Сейчас это – самая большая прогулочная зона города Орла.