909 квартал – прошлое и настоящее / 23.07.2019

Белая однокупольная церковь с золотым куполом.

Приглашаем вас на прогулку по одному из современных микрорайонов Орла – с долгой и непростой историей.

Эта экскурсия расскажет вам о том, как обживалась эта южная окраина города. А также о трагических событиях октября 1941 года, истории орловского аэропорта и многом другом.


Дата:
Время: 18:30
Место: Трамвайная остановка «Завод Дормаш»
Экскурсоводы: Андрей Киреев, Сергей Никитин


Фото с экскурсии

Экскурсовод показывает старое фото путепровода на фоне нынешнего.
Экскурсию начали от трамвайной остановки «Завод Дормаш». Самое старое известное изображение этого района – сделанная летом 1868 года фотография путепровода Орловско-Витебской железной дороги. Тот путепровод находился примерно в 100 метрах в стороне от современного, послевоенного.
Старое фото трамвая на фоне заводских корпусов.
Орловский завод дорожных машин начал свою работу в 1955 году. Трамвай довели до него в 1965 году, и до 2013 года здесь была конечная остановка маршрута № 1.
Пустырь с железобетонными столбами на фоне автосалонов и ТЦ.
В 2013 году маршрут № 1 продлили до ТМК Гринн. В июле 2019 года старое трамвайное разворотное кольцо у «Дормаша» разобрали. Сейчас площадка интенсивно расчищается, на месте убранных отходящих рельс уже прокладывают тротуар.
Фото памятника в виде прямоугольной каменной плиты с рельефным изображением трёх скорбящих женщин.
До войны на месте «Дормаша» был хутор. Жившие там дети стали свидетелями боя, случившегося здесь 3 октября 1941 года. В 1966 г. во время строительных работ на территории завода обнаружили останки солдат. Годом позже на этом месте открыли первый памятник защитникам Орла.
Экскурсовод показывает фото одиночной могилы, окруженной деревьями.
Похожая история была на территории соседнего «Завода ЖБИ № 2». Там в 1970 г. раскопали единичное захоронение, при котором была ложка с надписью «Михаил Блоха». Установлено только, что он погиб в 1943, при освобождении Орла. Найденные останки перезахоронили у заводоуправления, поставили памятник.
Экскурсанты на фоне сквера с небольшим храмом.
Наступление на Орёл в начале октября 1941 года было неожиданным для военного командования. Долгое время считалось, что Орёл вообще сдали без боя. На самом деле утром 3 октября, когда танковая группа Гудериана по Кромскому шоссе уже подошла к Орлу, с целью задержать продвижение противника, на расположенный в этом же районе военный аэродром был высажен десант 201-й воздушно-десантной бригады – от 500 до 1358 человек, по разным оценкам. Бой продолжался несколько часов, все десантники были убиты.
Белая церковь с изображением иконы и стенды с изображением солдата и журавлёв.
В 1997 году руководители поискового отряда клуба «Эврика» супруги Ивановы выступили с инициативой увековечить память о героях-десантниках в начале 909 квартала. В том же году установили памятный камень. Началась долгая работа по разработке и согласованию проекта.
Белая однокупольная церковь с золотым куполом.
В 2007 году был построен и в 2009 освящён Храм-часовня Александра Невского. Авторы проекта: орловцы инженер Мельник и архитектор Монченко. В самом храме размещены мемориальные доски с установленными именами десантников, чекистов, а также партизан, воевавших с немцами в Орле.
Экскурсовод показывает фото строительной площадки.
Идём дальше по Саханской улице – границе 909 квартала. Единственного района Орла, за которым закрепилось название по порядковому номеру квартала. На фото: строительство первых домов в 909-м.
Экскурсовод показывает фото с летчиками на фоне 9-этажного дома.
Из-за расположенного рядом аэропорта «Орёл-Южный» некоторые дома в 909 квартале строились как ведомственное жильё для сотрудников аэропорта. На фото: довольные лётчики.
Заросшая с двух сторон асфальтная дорожка, открытые ворота.
Вид на 909 квартал с территории аэропорта.
Заброшенное здание с надписью "ОР.."
В начале 1930-х годов в Орле были построены 2 аэродрома: гражданский на Наугорском шоссе и военный здесь, на юго-западной окраине. В 1970-х годах на южный аэропорт наполз город, и военные лётчики перебазировались в Курск. Гражданская авиация переехала с Наугорского шоссе на более развитый южный аэропорт.
Экскурсанты на фоне заросшего кустарником аэропорта.
С 1998 по 2004 гг. на орловском аэропорте базировалась компания «Трансаэро». Она произвела реконструкцию аэропорта. Один раз, в 1999 году, здесь даже показательно сел Боинг-737. Регулярные рейсы совершались на Як-40.
Экскурсовод показывает модель самолета.
В 2007 году единственный орловский аэропорт был закрыт, десятки самолётов распроданы. Многие по цене металлолома. На фото: выполненная на заказ модель более не существующего губернаторского борта Як-40.
Заброшенный открытый ангар, вокруг деревья.
В 2010 году аэродром Орёл (Южный) исключён из Госреестра.
Автомобили и собачники на заброшенном аэродроме.
Сейчас это – самая большая прогулочная зона города Орла.

Поделиться: