Улица Московская между двумя войнами

Памятник авиаконструктору Поликарпову (с самолетом в руке).

Архитектура Орла 1920-30-х на примере улицы Московской. Конструктивизм в Орле. Какие его памятники сохранились в Орле, а какие – нет, и почему.
Уникальные фотографии улицы Московской, истории из её жизни между двумя мировыми войнами, а также в 1940-50-х годах.


Дата премьеры:
Сезоны: 2022
Экскурсоводы: Дарья Фурманская, Андрей Киреев


Фото с экскурсии

После Революции 1917 года и Первой мировой войны в российских городах стали заметны два новых для страны явления: новый архитектурный стиль конструктивизм и массовая установка скульптурных памятников. В Орле это всё строилось и устанавливалось в основном на улице Московской, до того слабо освоенной.

Сквер на Московской улице в Орле, экскурсия.
Практически половину дореволюционной Московской улицы занимала Воздвиженская торговая площадь, с Крестовоздиженской церковью в центре. Сквер в южной части площади был посажен не позже 1901 года (впервые отмечен на плане Андерсона).
Фото дома-коммуны на Промышленной площади Орла.
В 1929 г. Воздвиженская площадь была переименована в Промышленную. В те же годы возле сквера построили 4-этажный дом-коммуну для работников находившегося рядом трамвайного депо. В 1943 г. отступающие из Орла немецкие войска взрывали все крупные и современные здания. В том числе и это.
Памятник "Ленин и Сталин в Горках" в Орле, фото из газеты.
Промышленный сквер (как его называли в газетах) стал одним из излюбленных мест для установки памятников вождям Советской России. До войны здесь стояла популярная в то время скульптурная композиция «Ленин и Сталин в Горках». Была уничтожена в войну, как и все подобные скульптуры Орла.
Памятник Сталину на высоком постаменте в сквере, рядом строится дом.
После ВОВ в Промышленном сквере ставили памятники Сталину одному. По воспоминаниям старожилов был бюст (изображений не сохранилось), но более известна полноростовая скульптура Сталина работы Г.В. Нероды (уст. в 1951).
Конструктивистские здания и немцы.
В 1930-х годах Воздвиженская/Промышленная площадь преображается. Огромную церковь в её центре снесли. И начали строительство амбициозного Городского Дворца культуры, а позже – первого кинотеатрального здания Орла.
Заброшенный кинотеатр «Родина» в Орле, конструктивизм.
Московская, 32. Кинотеатр «Родина» на 500 мест, конструктивизм, арх. Калмыков В.П., проект 1937 года. Открыт 12 февраля 1940 г. На начало ВОВ это был самый большой и современный кинотеатр Орла.
Старое фото кинотеатра Родина на фоне него самого (вид сбоку).
Как кинотеатр здание перестало использоваться в начале 2000-х. Пустует из-за аварийного состояния с середины 2010-х.
Памятник авиаконструктору Поликарпову (с самолетом в руке).
Памятник орловскому авиаконструктору, Герою Социалистического Труда, «королю истребителей» Николаю Поликарпову (1892–1944) был установлен в центре Промышленной площади в 1958 г. В 1972 г. площадь названа его именем.
Памятник Поликарпову и фото скульптора Кепинова.
Памятник Поликарпову – один из первых несерийных памятников Орла, созданных специально для города. Автор памятника – скульптор Григорий Иванович Кепинов (Григор Ованесович Кепинян). Судя по всему это его самая значительная работа.
3-этажное здание с округлым фасадом и полукруглыми выступами по бокам.
Московская, 34. Здание Машиностроительного техникума, сейчас – один из корпусов Политехнического института им. Н.Н. Поликарпова. Машиностроительный техникум занял это здание в 1950-х, оно было перестроено под учебное заведение по проекту архитектора В.В. Овчинникова.
Здание с конструктивистскими полукруглыми формами.
Строилось это здание в начале 1930-х для большого Городского Дворца культуры, по проекту арх. А.С. Тодорова. ДК должен был состоять из двух корпусов. Впоследствии библиотечный корпус разобрали, а концертный адаптировали под техникум. И изначально конструктивистское здание превратили в «сталинский ампир».
Фото каменной триумфальной арки.
До 1928 г. Московская улица заканчивалась Московскими воротами и ручьём Ленивец, пересекавшим улицу. В 1928 Покровскую слободу присоединили к Орлу, и Московскую улицу продолжили до пересечения с железной дорогой. Московские ворота были установлены в 1786 г. в честь проезда через Орёл Екатерины II, и разобраны в 1927 г. «как не представляющие художественной ценности».
Фото арочных ворот советского завода.
За городом, между Московской дорогой и Окой, располагалось несколько заводов. Завод им. Медведева ведёт свою историю с 1868 года – с завода братьев Кале. В 1922 году его переименовали в честь погибшего командира рабочего коммунистического полка М.Г. Медведева.
Старое фото с вывеской "Трубников бульвар" на фоне современного бульвара.
Территорию Покровской слободы, хотя она была формально за городом, начали облагораживать ещё до революции. В 1900 г. губернатором Трубниковым вдоль дороги был устроен бульвар, который цел до сих пор.
Перекресток 3 дорог и старое фото церкви.
Самым заметным объектом Покровской слободы в начале 20 века была огромная полковая церковь. Она была возведена в 1899 г. и находилась примерно на месте дома 108 по Московской улице. После 1929 г. верх церкви был разобран, оставшаяся коробка использовалась как столовая завода им. Медведева.
Фото полуразобранной церкви и 3-этажной конструктивистской школы.
Есть фото периода оккупации, где видна снятая со стороны ЖД Вокзала сильно оптимизированная Покровская полковая церковь. А за ней – «Новая школа, выстроенная в Орле к началу учебного года», как её называют на предвоенной газетной фотографии. Здание школы явно конструктивистское. Видимо, как и прочие подобные, было взорвано немцами при отступлении.
Проходная с надписью «Завод Текмаш» и фасадными часами.
Завод «Текмаш» – ещё один завод 19 века в этом районе. В 1930-е его реконструируют, расширяют. Занимается этим проектная группа А.А. Иона. Также они проектируют некоторые здания на Московской. В частности «текмашевскими» считаются дом пл. Мира, 5 (бывш. Московская, 11), арх. Ион, Тодоров и несостоявшийся Дворец Культуры, арх. Тодоров.
Конструктивистское здание, выглядит заброшенным.
Клуб завода «Текмаш» построен в конце 1920-х – начале 1930-х гг. Это одно из немногих сохранившихся в Орле зданий в стиле конструктивизм.

< Предыдущее событие

Следующее событие >

Поделиться: